Шаг 1
Соберите данные для финмодели
Эксперт курса
Александр Горный
серийный предприниматель и инвестор, автор телеграм-канала «Стартап дня»
Итак, вам нужно узнать, сколько вы будете тратить на сырьё, рекламу, налоги, какими будут трафик, средний чек, процент выкупа и так далее, а у вас бизнеса отродясь не было. Что же делать?
Не паниковать. Не обязательно знать 100%-но точные цифры, особенно для оценки жизнеспособности бизнес-идеи. Соберите максимум данных и предположите недостающие параметры на их основе. Как это делать, рассказываем ниже.
Почему важно детально рассчитывать показатели на старте
1. Вы получите более точную финмодель. Чем больше данных внесёте в расчёты и чем ближе они будут к реальной жизни, тем объективнее будет прогноз. Если включите в модель только половину расходов, то можете получить фальшивый позитивный результат, зря обнадёжить себя и столкнуться с трудностями после запуска.

2. Прокачаетесь в расходах бизнеса и заранее поймёте, на что потребуется выделять бюджет, а на чём получится сэкономить. Например, узнаете, что есть бесплатная Онлайн-бухгалтерия от Точки, благодаря которой не понадобится нанимать бухгалтера. Или что придётся тратить на рекламу гораздо больше, чем вы думали.

3. Увидите зависимость бизнеса от изменения разных вводных. А также выясните ключевые параметры вашего бизнеса — колебания которых сильнее всего отразятся на прибыли.
Забежим немного вперёд. Предположим, вы составили финмодель и остались довольны прогнозом. А теперь измените разные параметры.

  • Что, если расходы на сырьё вырастут на 10%? А если на 20%, 30%?
  • А если средний чек окажется 1 500 рублей, а не 2 000?
Некоторые изменения не существенно повлияют на прогноз. Хотели заработать миллион, а заработаете 800 тысяч — обидно, но не критично. Бизнес в целом перспективен, только нужно найти решение, как увеличить прибыль до миллиона. Допустим, нанимать меньше работников в пользу сервисов и нейросетей или не арендовать офис и работать на удалёнке.

А вот если изменение превратило прибыль в ноль или даже минус, нужно обязательно уточнить эти цифры. А затем отказываться от такой бизнес-идеи или придумывать план Б, как обезопасить себя от колебаний этих параметров. Например, искать другого поставщика, вводить дополнительный источник дохода и так далее.
Какие числа найти важнее всего
1. Те расходы, от которых напрямую зависит деятельность вашего бизнеса. К примеру, у кофейни это продукты, техника, помещение, персонал. У рекламного агентства — специалисты и сервисы.

2. Затраты на маркетинг и показатели эффективности маркетинга, которые актуальны для вашего бизнеса: стоимость привлечения клиента, средний чек и другие.

3. Налоги.

Эти числа понадобятся вам для расчётов перспективности бизнес-идеи, которые мы будем делать следующим шагом. Если поймёте, что готовы делать более детальные расчёты, соберёте оставшиеся данные.
Где взять недостающие данные
1. Посмотрите в нашем чек-листе. Мы составили для вас чек-лист расходов бизнеса, чтобы вы не забывали о таких «мелочах», как страховые взносы, комиссии онлайн-кассы, коммунальные расходы и так далее. Во многих пунктах есть ссылки на статьи с примерными расценками.

2. Спросите у представителей и подрядчиков похожих компаний. Поищите владельцев аналогичных бизнесов в других городах в чатах предпринимателей в Телеграме, а бывших сотрудников ваших конкурентов — на агрегаторах вакансий. Закажите консультации у специалистов. Посмотрите в портфолио, были ли у них похожие клиенты, или уточните напрямую.
Зарегистрируйтесь в боте и получите доступ к телеграм-сообществу с 20 тысячами предпринимателей. Спрашивайте совета, ищите партнёров, инвесторов и наставников. Для вступления не нужно быть клиентом Точки, а ещё это полностью бесплатно.
Познакомьтесь с предпринимателями в сообществе Точки
3. Погуглите. В открытом доступе есть много статистики. Например, можно найти долю брака в товарах от китайского поставщика или среднее количество возвратов в магазинах одежды.

4. Используйте ChatGPT. Нейросеть найдёт для вас информацию по узкому запросу, сделает сводку или краткое содержание длинного исследования. Если ещё ни разу не пользовались нейросетями или остались недовольны результатом, посмотрите вебинар Справочной — там мы объяснили, как подключить сервисы и как делать запросы, чтобы получить именно то, что вам нужно.
Получите доступ к популярным нейросетям в новом сервисе Александра Горного. Выбирайте тариф под себя — для периодических мелких запросов или постоянного делегирования личных и рабочих задач.
Используйте нейросети на русском языке, без VPN, иностранного номера и других хлопот
5. Понаблюдайте за конкурентами. Допустим, если собираетесь открывать пекарню, найдите похожую на улице с такой же проходимостью и посчитайте, сколько людей туда заходит. Примерно такое же количество покупателей будет заходить к вам.
А ещё есть сервисы, которые отслеживают деятельность конкурентов в сети. Например, Similarweb покажет вам трафик на сайтах похожих компаний, а сервисы аналитики маркетплейсов типа Маяка или MPStats — cколько рекламы закупают другие селлеры внутри площадок, на какие склады отправляют товар и многое другое. Поищите в интернете, как именно выяснить интересующие показатели конкурентов, есть ли программы для этого.
Там мы рассказываем, как подготовиться к такому бизнесу и потратить меньше. Называем все статьи расходов и конкретные цифры. Дарим подарки для старта — скидки на логистику, сервис для управления продажами и другие.
Планируете торговать на маркетплейсах? Пройдите бесплатный курс Справочной
Что делать, если не получилось найти какие-то цифры
Сделайте предположение, отталкиваясь от реальных чисел. К примеру, если вы нашли показатель по Москве и знаете, что ваш город в три раза меньше, разделите число на три.
Когда соберёте данные, вы сможете начать составление финмодели. Переходите в следующий материал и читайте, как быстро спрогнозировать жизнеспособность бизнес-идеи.
Как вам этот материал?